Сейчас, наверное, самый оптимальный момент, чтобы понаблюдать за тем, как массовая и постоянная кредитная подпитка предприятий влияет на себестоимость. Ярче всего это видно в Китае, тут вообще глаза на лоб лезут, что они творят. (Хотя, объективно говоря, население там тоже поддерживает этот процесс своей сверхвысокой долей сбережения.) В России тоже всё подозрительно дёшево, просто колдовство какое-то, не может такого быть. Причина, видимо, та же.
А в Европе и Америке ровно противоположная ситуация. Всё дико дорого, всё дичее и дичее. Кредиты предприятиям никто не даёт уже так давно, что они уже и не просят. Все сто процентов расходов должен оплатить потребитель. Хотя почему сто? Сто пять, сто десять и т.д., потому что предприятие вынуждено откладывать деньги, потому что, если тебе потребуется заменить несколько станков, то взять эти деньги, кроме как у самого себя, больше не у кого.
Но и это не помогает. Кредитов нет, отток в сбережения всегда есть, денежная масса сокращается и сокращается. Россия девяностых передает привет. Амбициозные люди, поскольку бизнес не рентабелен, идут в криминал. Все банкротятся, ужас нарастает; все, кто может куда-нибудь убежать, бегут, сверкая пятками. И ни конца ни края. То ли 1929-ый, то ли 1932-ой год.
И это я только один фактор описал. А все остальные тянут тоже в эту же сторону: подрывная деятельность врагов, цены на ресурсы, отток капитала, отток кадров. Просто идеальный шторм.
Нужно срочно вводить квотирование суммы кредитов промышленности и государству, и невыбранную квоту должны добирать госбанки и, ради бога, хоть даже госпредприятия.